
Метель, разыгравшаяся накануне, живописно подкорректировала черно-сизую палитру бесснежного доселе декабря и добавила предпраздничной чистоты, накинув на "столичный парадиз", созданный трудами нескольких поколений гениальных архитекторов, светлый покров, складно гармонирующий с белыми деталями устремляющихся вдаль фасадов.

На фоне заснеженной Мойки чётче читается "оград узор чугунный" - в другой сезон не столь заметный.

И в целом, что и говорить, зима очень к лицу нашей Северной Столице.

Приметный перекрёсток Мойки с Большой першпективой (Невским проспектом), на котором мы на минутку остановились, частично сохранил антураж Петербурга середины XVIII века - здесь расположен громадный барочный дворец, построенный не кем иным, как Б. Ф. Растрелли для графа С. Г. Строганова.

Позднейшие пристройки и переделки не затронули исторических фасадов - в основном, корректировались интерьеры и помещения во внутреннем дворе дворца.

А посему, с уверенностью можно утверждать, что здание, двумя парадными фасадами выходящее как на Мойку, так и на Невский проспект - подлинник, бесценный памятник, одно из немногих, дошедших до наших дней творений Великого Бартоломео.

Роскошно декорированные разнокалиберные проёмы,...

...пышная лепнина,...

...разорванные лучковые и треугольные фронтоны с гербом Строгановых,...

...карнизы сложного профиля,...

...большой ордер...

- все причитающиеся подробности на своих местах.

В истории архитектуры семейство Строгановых оставило после себя множество великолепнейших барочных памятников - в Петербурге, Нижнем Новгороде, Сольвычегодске.

Дворец у Зелёного моста на углу Невского и Мойки был построен в 1752-1754 гг - и попал на страницы Аксонометрического плана Санкт-Петербурга, выполненного под руководством П. де Сент-Илера и А. Горихвостова в 1765-1773 гг по указанию Екатерины II.

Отрезок набережной Мойки, представленный на предыдущем фото, изображён на одном из сохранившихся планшетов Аксонометрического плана, на наш Строгановский дворец указывает красная стрелка:

Фрагмент чертежа в большом разрешении, к сожалению, перед нами не парадный, а дворовой фасад корпуса, расположенного вдоль Невского проспекта - все без исключения чертежи Плана выполнены по направлению с юга на север:

Парадный фасад по Невскому проспекту, современный вид:

И чуть иной угол зрения:

Заметили? Снег здесь уже тщательно убран - коммунальные службы победили зиму.

Пройдемся чуть дальше по Невскому, до канала Грибоедова - на нём-то снег ещё должен остаться.

По дороге любуемся грандиозным Казанским собором, построенным в 1801-1811 гг А. Н. Воронихиным, к слову, до 1785 г - крепостным графа А. С. Строганова, сына владельца изученного нами барочного дворца. На месте собора прежде стояла Рождественская церковь, построенная в 1734 г М. Г. Земцовым, она также запечатлена на одном из чертежей Аксонометрического плана Сент-Илера - Горихвостова (высоченный шпиль оказался на утраченном фрагменте рисунка):

Далее - уже день сегодняшний, всемирно распиаренный ракурс, Воронихин & Сюзор, традиции и авангард с разницей в сто лет:

Вот мы и добрались до канала Грибоедова, где расположена самая известная и самая роскошная эклектика Петербурга:

А. А. Парланд, 1907 г, собор Воскресения Христова - в представлении не нуждается.

Здесь всего с переизбытком. Сверх меры. От души.

Огромное количество мозаичных изображений: во фронтонах крылец - композиции, созданные по эскизам В. М. Васнецова...:

...гербы русских губерний на колокольне, шикарнейшая, кропотливая реставрация:

Высота собора вместе с крестом - 81 м.

Сделать панораму с юга мешает бесконечный ряд сувенирных лотков на набережной.

С севера нижний ярус собора плотно заслонён киосками билетных касс и информационными стендами, поэтому лучше отойти подальше, на колоритный трёхпролетный мост, выложенный брусчаткой - большое видится на расстоянии.

Слева - постройка 1915 г, Высшая школа народный искусств, основанная Императрицей Александрой Фёдоровной.

А вдали, за двумя пронумерованными Садовыми мостами через Мойку - выходящий к Летнему саду яркий фасад Михайловского замка (арх. В. Бренна, 1800 г.), построенный по указанию Павла I на месте разобранного деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны:

Сей ныне не существующий дворец для императрицы в 1741-1744 гг, строил, между прочим, всё тот же Б. Ф. Растрелли, и увидеть его подробнейшее изображение можно во всё том же Аксонометрическом плане Сент-Илера - Горихвостова - но это уже совсем другая история...
