lidushka_39 (lidushka_39) wrote,
lidushka_39
lidushka_39

Category:

Тверская обл., г. Осташков, ул. Володарского, д. 46, последняя четверть XVIII в.

    Необходимое лирическое отступление:
1. За 30 постсоветских лет население Осташкова уменьшилось на 43 % - с 27,4 тыс. человек в 1989 г до 15,6 тыс. чел. в 2019 г.
DSCN0086.jpg
2. Единственным градообразующим предприятием Осташкова является Верхневолжский кожевенный завод, ведущий свою историю с 1730 г, на котором нынче трудятся порядка 1200 человек – это самый серьёзный местный работодатель. Остальное трудоспособное население городка по большей части занято в сфере торговли и оказания услуг, причём надо понимать, что законы спроса и предложения в 15-тысячном Осташкове и хотя бы той же Твери (не говоря уж о мегаполисах) работают чуток по-разному, ибо напрямую зависят от уровня платежеспособности населения. Ну а про наполняемость местных бюджетов в городах областного подчинения и вечный дефицит средств расходных статей, наверное, наслышаны все – тут Осташков не исключение.
DSCN0084.jpg
3. Грамотная, превосходного качества реставрация кое-каких архитектурных памятников Осташкова производилась в 1970-х гг – считай, полвека назад. Жирная точка. Нынче городок являет собой живейшую иллюстрацию наплевательского отношения уполномоченных госорганов к изумительнейшему и богатейшему историко-культурному наследию вверенной им страны.
С учётом всего вышесказанного, призываю уважаемых читателей быть снисходительными к состоянию того, что они увидят на представленных фото.

DSCN0088.jpg
Итак, перед нами - многогранный и яркий Осташков, знакомство с которым начнём с дома № 46 по ул. Володарского (бывшая Каменная улица), его фото сопровождают наш пост с самого его начала:
DSCN0090.jpg
Своим неповторимым обликом старинный Осташков во многом обязан Якобу Сиверсу, с 1764 г занимавшему должность губернатора обширнейшей Новгородской губернии, в состав которой на тот момент входили Осташковские слободы. Инициативный и энергичный Сиверс, в период разработки проекта по соединению прямым водным путём двух огромных озёр своей губернии – Селигера и Ильменя, – в 1767 г побывал в Осташкове, и, как любой гость Селигера, не смог устоять перед незабываемым очарованием этих прекрасных  мест.
DSCN9638.jpg
Вдобавок, предприимчивые местные жители, воспользовавшись уникальной возможностью напрямую выразить свои коммерческие прожекты и житейские чаяния высокому начальству, приближённому к самой Великой Императрице, заговорили зубы сумели убедить Сиверса в перспективности государственных инвестиций в дальнейшее развитие промышленности и инфраструктуры Осташкова, и, возможно, тогда же озвучили смелую идею повышения статуса населённого пункта: превращения Осташковских слобод в город Осташков, со всеми причитающимися к тому ”пряниками и плюшками”, т. е. расширением прав и возможностей для его жителей. Новгородский губернатор идею поддержал, обратившись с соответствующим ходатайством напрямую к Екатерине II. Положительный ответ не заставил себя долго ждать - 28 мая 1770 г было издано Высочайшее повеление ”Учредить в Новгородской губернии город из слободы Осташковской”.
Хаотичная старая застройка Осташкова - сбившиеся в тесную кучу деревянные дома, кривые улочки, стихийные рынки и повсеместно разгуливающая домашняя скотина, топчущая чужие огороды - никак не соответствовала его вновь обретённому городскому статусу. В 1772 году из-под пера Ивана Егоровича Старова выходит Генеральный план будущей регулярной застройки города, учитывающий расположение уже имевшихся на тот момент 13 каменных городских построек (по большей части, церквей). Север на плане – справа, бледными линиями обозначена сетка старых улиц, яркими – проектируемые кварталы регулярной застройки:
План 1772 г.jpg
План прост, как и всё гениальное, и перестал соблюдаться лишь в советское время – районы панельных пятиэтажек на юге города размещены вопреки его чётким и строгим законам. Горизонтально расположенная и подписанная на плане ул. Володарского (бывшая Каменная улица) начинается у самой кромки воды на берегу Селигера и тянется до южной границы Осташкова. Наш угловой дом № 46 выделен красным квадратиком с красной же буквой А – одним фасадом  в четыре окна он выходит на ул. Володарского:
DSCN0096.jpg
Другим фасадом с пятью окнами – на пл. Свободы (бывшую Торговую площадь):
DSCN0104.jpg
Вот на этом фасаде мы немножко притормозим, чтобы рассмотреть его более детально. Дом строился в эпоху правления Екатерины II, но декор его явно навеян мотивами ушедшей на тот момент в прошлое эпохи барокко. Характерно фланкированные снизу рустованными, а сверху гладкими лопатками окна двух ярусов по крайним осям. У крайних правого и левого окон верхнего яруса – лаконичные, без изысков, треугольные фронтоны и полное отсутствие наличников. А вот три центральных окна верхнего яруса выделены с особым шиком. Здесь уже и фронтоны сложного рисунка над их проёмами, и наличники с традиционными ”ушками с серёжками”:
DSCN0102.jpg
И филёнки с выложенными из фигурного кирпича ”занавесями-драпировками”.  Изначально именно с этой стороны был вход в дом – первый ярус, чётко по центру, нынче он заложен кирпичом, но от прежнего проёма осталась деревянная коробка и старинные ”подставы” под дверные петли:
DSCN0103.jpg
Как и положено, над дверью был козырёк, от креплений которого остались следы в кирпичной кладке – внимательно присмотритесь к рамке на след. фото, окружающей ”драпировку” под окном: в левом нижнем углу этого прямоугольника видна дырка, заткнутая деревяшкой:
DSCN0098.jpg
Центральная декоративная филенка над бывшей дверью изрядно подпорчена при установке/демонтаже козырька – её состояние заметно хуже, чем у соседних декоративных композиций. С этим заложенным входным проёмом связана совершенно детективная история с весьма запутанной подоплёкой. Если присмотреться, можно заметить, что окно, расположенное справа от бывшего проёма, тоже когда-то было переделано в дверь. Зачем одну дверь заложили, а вторую переделали из окна? Дом очень старый, народу в нём за 200 лет прожило много – возможно, ещё в дореволюционную пору кто-то из хозяев устроил внутреннюю перепланировку, заложил первоначальный входной проём, превратив расположенный за ним холл в продолжение жилой комнаты или кладовую, и сделав новую дверь на месте правого окна. Затем пришёл следующий деятельный хозяин, сказал – нет, мне всё это не нравится, вернул правое окно на место, а дверь перенёс … на перпендикулярный фасад. С чего вдруг? А с того, что там тоже есть окно, явно когда-то бывшее дверью, сейчас мы в этом убедимся:
DSCN0094.jpg
Фасад, выходящий на ул. Володарского, на одно окно короче, но в остальном композиционно совпадает с предыдущим: те же боковые лопатки, те же нарядные окна верхнего яруса, неприкаянно распахнутые не потому, что кому-то захотелось глотнуть свежего воздуха, а потому что теперь их некому закрыть. Три нижних окна явно принадлежали одному хозяину – на это указывает его эстетический порыв голубого цвета и однотипные пластиковые рамы (кто-то потратился, возможно, даже влез в кредиты, чтобы эти окна поставить, а дом расселили, и окна с собой не забрать).
DSCN0091.jpg
Уцелевшие наличники не тронули, молодцы, и даже кованую "подставу" для навески ставней сохранили – памятник всё ж таки. Присмотримся к крайнему правому пластиковому окну, над которым уцелела только верхняя часть голубого кирпичного наличника, а боковые и нижние части отсутствуют – срублены (либо разобраны) именно тогда, когда из этого окна делали очередную дверь:
DSCN0095.jpg
Возможно, все эти трансформации дверей в окна и обратно происходили спонтанно, до тех пор, пока дому не присвоили статус федерального памятника (случилось это в 1974 г). В 1970-х гг (на носу Олимпиада-80, иностранных гостей нужно было удивлять какой-то национальной экзотикой) приехали учёные из Москвы, посмотрели на это безобразие, сказали – всё, больше никаких дверей.
DSCN0085.jpg
Окна вернули на место (но весьма похабно, надо сказать, ибо результат режет глаз, и наличники не восстановили нормально). Исторический дверной проём раскрывать не рискнули – с той стороны народ уже обжился капитально. А входить в дом отныне всем велели со двора, с чёрного входа.
DSCN0087.jpg
Отштукатурили, покрасили - на желтом фоне белый декор. И уехали. Безвозвратно. Оставив Осташков на произвол судьбы…Но о грустном не будем. Рассматриваем сей архитектурный раритет дальше.
DSCN0093.jpg
Замковые камни на всех окнах выполнены по единому образцу – этот трилистник нам еще не раз попадётся.
DSCN0101.jpg
Вот в этом открытом окне видна уцелевшая в углу старинная печь, выложенная (насколько можно разобрать) белой керамической плиткой, на фотографии не получившаяся совершенно.
На регулярном плане 1772 г заметна характерная особенность зданий, обрамляющих городские площади: все они должны были иметь элегантно скругленный угол (требование это соблюдалось в Осташкове неукоснительно), что в натуре выглядит весьма стильно:

DSCN0097.jpg
Если вернуться к изначальному проекту – с парадным входом с фасада, выходящего на Торговую площадь, можно предположить, что на первом этаже дома размещался магазинчик (интересно, чем же в нём торговали? модным платьем? книгами и принадлежностями для письма и живописи? музыкальными инструментами?) и складские помещения, а на втором этаже жили его владельцы.
DSCN0092.jpg
На вышепредставленном плане регулярной застройки зеленым цветом с буквой В, в самом центре рисунка, выделены четыре корпуса Торговых рядов, выстроенных по периметру Торговой площади. Синеньким значком с буквой Б на плане выделена Преображенская церковь (1762 г), многострадальный памятник барокко, перестроенный до неузнаваемости в пору разгула классицизма и варварски взорванный в 1937 году, на память от которого осталась исключительной красоты колокольня (1780-е гг):
DSCN9581.jpg
Вот как выглядела Торговая площадь в начале XX в, наш дом № 46 по правому краю снимка, самый дальний в ряду уходящих в сторону озера зданий:
191654.jpeg
Снимок с иного ракурса, практически из окна нашего дома № 46:
191797.jpeg
Торговые ряды начали разбирать в 1938 г, завершив сей варварский труд в 1950-х гг, сейчас на их месте обширный парк. А на месте Преображенской церкви – лужайка с фонтаном, клумбами и памятником вождю мирового пролетариата.
DSCN9566.jpg
Если пройтись по ул. Володарского в сторону озера, можно найти еще один очень старый полутораэтажный каменный дом – сейчас он жилой, под номером 20. На представленном выше регулярном плане 1772 г он отмечен коричневыми ромбиком с буковкой Г, и стоит под углом к уличной линии, ибо построен до утверждения регулярного плана.
DSCN9325.jpg
Честно говоря, постеснялась снимать его в упор, к тому же он изрядно зарос деревьями, поэтому на снимках лишь его фрагменты.
DSCN9326.jpg
Скромных размеров дом, сильно ушедший в землю за время своего существования, строился для казначейства (бухгалтерии) расположенной в 300 метрах к востоку Воскресенской церкви, построенной в 1689 г - что позволяет сделать самые смелые предположения о времени его постройки. Скажем, пусть это будет первая четверть XVIII века – всё равно более точных данных мы не найдем, даже рискнём поспорить с карточкой объекта ЕГРОКН.
DSCN9324.jpg
Позднее (в 1760-х гг) дом был украшен модными плоскими наличниками – такими же, какие (в тот же период, полагаю) появились на апсидах Троицкого соборного храма:
DSCN9472.jpg
Троицкий собор Осташкова (1697 г), общий вид:
DSCN9659.jpg
Украшали как казначейство, так и Троицкий собор, возможно, строители, возводившие надвратную церковь апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного в Житенном монастыре (1768 г):
DSCN9632.jpg
Окошки надвратной церкви чуть крупнее, чтобы рассмотреть наличники:
DSCN9633.jpg
И в Николо-Рожке, на Успенской церкви, наличники почти той же формы:
DSCN9234.jpg
Успенская церковь (1763-1768 гг) в Николо-Рожке, общий вид:
DSCN9233.jpg
И на Спасо-Преображенской церкви в с. Рогожа – вуаля, снова тот же рисунок. Что-то вроде фирменного знака строительной артели, бравшей подряды в окрестностях ОсташковаJ:
DSCN9574.jpg
Спасо-Преображенская церковь (1756-1770 гг), с. Рогожа, общий вид:
DSCN9597.jpg
Ну и напоследок – немножко деревянного барокко, ибо какой же Осташков без деревянного зодчества? Пер. Луначарского, д.6:
Луначарского,6-1.jpg
Ещё один очень старый дом, построенный уже после утверждения регулярного плана, но явно до повального увлечения местными жителями классицизмом, т.е. где-то в 1790-е гг. (скорее всего уже после 1792 г, когда в городе случился серьёзный пожар).
DSCN9315.jpg
К сожалению, снимать пришлось против солнца – общего плана нет, только сохранившиеся детали, но и они весьма красноречиво характеризуют стиль постройки.
DSCN9316.jpg
Дом-патриарх уже расселён, старое дерево почернело от времени, приобретя этот внушающий благоговейный трепет, за версту заметный благородный оттенок J
DSCN9319.jpg
Представляете, насколько качественно и грамотно строили, до сих пор стоит, более двух веков. Кованые деталюшки, тоненькие, изящные, ручная работа, эксклюзив напрямую от осташковских кузнецов:
DSCN9317.jpg
Вот только что с ним дальше делать – не понятно. Оставить стоять пустым? Плохо. Реставрировать? Ещё хуже. Продать? Вряд ли найдутся желающие – на Селигере нынче другая недвижимость в цене, но это уже совсем другая история.
Tags: Осташков, Тверская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments