
Церковь Николая Чудотворца в селе Гурьеве-Воскресенском Тверской области.

Точнее, то, что от неё осталось – архитектура церкви понесла значительные утраты в годы Великой Отечественной войны и, впоследствии, в результате многолетнего использования для нужд местного колхоза. Вид с северо-запада, ноябрь 2019 г:

Строго говоря, приезжать в Гурьево следовало чуть раньше – хотя бы пару лет назад – покуда на восьмерике храма еще держался его знаменитый шатёр с люкарнами и покосившимся крестом на яблоке. Вид с северо-запада, 2016 г:

С 2018 г остатки рухнувшего шатра и малый восьмерик закрыты реставрационными лесами – что делает почти невозможным их осмотр. Кому-то, более расторопному, ранее повезло увидеть гурьевский храм в его исконном виде – и эти счастливчики, будучи людьми нежадными, щедро поделились радостью своей с аудиторией Рунета, в частности, фото Никольского храма, на которых присутствует-таки шатёр, взяты со страницы храма ВКонтакте, за что их авторам большое человеческое спасибо. Разлив реки Шоши в апреле 2013 г:

Нам же, как припоздавшим, Никольский храм достался уже без шатра – но зато с чертежами, на которых можно разглядеть, как выглядела, в частности, чудесная колокольня, от живописнейших арок звона которой нынче остались лишь расплывшиеся намёки.

Исследователи склоняются к версии об использовании при строительстве здания одного из типовых проектов К. А. Тона. крупнейшего архитектора середины ХIХ века, автора Большого Кремлевского дворца, Храма Христа Спасителя, основоположника русско-византийского стиля в храмовом зодчестве, автора множества индивидуальных и типовых проектов церквей.

Центрического типа здание в плане представляет собой восьмигранник, к западной грани которого примыкает квадратный в плане притвор с колоколенкой, высота которой равна высоте большого восьмерика(след. фото - вид с юга):

К этому факту привыкаешь не сразу – глаз подсознательно ищет с запада высотную доминанту.
На ярус звона когда-то вела деревянная лестница. Западный фасад, проект:

Чуть крупнее возьмём колоколенку:

И нынешнее состояние:

На всех трёх фасадах колокольни пробиты перемычки между парными окнами - в годы Великой Отечественной войны на колокольне, как водится, располагался артиллерийский расчёт.

На первом ярусе в полуциркульных окнах уцелели родные решётки (то же окно, что и на предыдущем фото, вид изнутри притвора).

Если смотреть на храм чётко с запада – создаётся иллюзия здания скромных размеров, сей ракурс скрадывает его истинные габариты.

И ни единого человека в кадре – что для масштаба было бы полезно (для всего остального – люди на фото только во вред).
Во всей своей красе здание открывается при осмотре с южной стороны. Проект, южный фасад:

2008 год, здесь еще на месте шатёр:

Нынешнее состояние:

Согласно первоначальному проекту, по центральным осям северного, южного и западного фасадов должны были появиться нарядные крыльца с полукруглыми завершениями. Но

Вместо них устроили лестницы с двускатными навесами, следы от которых и сейчас читаются на изуродованных входных проёмах.

Углы основного объема оформлены лопатками, плавно переходящими в полукружия закомар.

Между лопатками стены обработаны многоступенчатыми нишами с полуциркульными завершениями. В каждой грани большого восьмерика – полуциркульное окно с белокаменным наличником.

Еще одна роскошная уцелевшая решетка:

Филенки на фасадах:

Световой барабан и шатёр, проект:

Разрез:

2010 г:

Ноябрь 2019 г:

В процессе восстановления шатра, март 2020 г:

На мой взгляд, особой изюминкой здания являются узкие парные арочные окна, вписанные в общую широкую полуциркульную арку (так называемый дифорий) – они расположены на малом восьмерике и ярусе звона колокольни. Фрагмент проектного чертежа, это проём звона колокольни:

...который нынче выглядит вот так:

И фрагмент проекта главки:

Изнутри здания этот самый дифорий выглядит так (ноябрь 2019 г):

В солнечную погоду, благодаря удачно расположенным окнам, интерьер здания залит светом:

И позволяет в деталях разглядеть своды:

Внутри храма частично сохранилась историческая отделка.

Испорченные копотью росписи с евангельскими сюжетами и орнаментами покрывают всю поверхность стен.

Примерно на высоте двух с половиной метров от уровня нынешнего пола, видны расположенные через равномерные промежутки пазы для установки в них балок – похоже, в послевоенное время высокое здание делили на два этажа, устроив перекрытие. Вполне хозяйский подход, особенно с учётом того, что наверняка в округе уцелевших после войны каменных зданий было по пальцам пересчитать.

Нижний этаж, возможно, использовался в качестве гаража и ремонтной мастерской – там сейчас состояние живописи на порядок хуже, по сравнению с живописью, оказавшейся на ”втором этаже”.

Верхний ”этаж” могли, к примеру, использовать под склад.
Это горизонтальное “поэтажное” деление чётче всего просматривается в западном притворе:

Видите, как обрезана поперек роспись притвора? И кладка входного проёма на том же уровне вынута:

Выходим на воздух и обойдем здание с севера. Северный фасад, 2018 г:

Северо-восток, ноябрь 2019 г.

Апсида здания прямоугольная в плане, с такими же закомарами в завершениях фасадов.

В кладке видны следы, оставленные войной.

Разрушения от снарядов и осколков.

В конце 1941 г Гурьево оказалось на линии фронта, за расположенный на холме стратегический объект – нашу Никольскую церковь – дрались беспощадно.

Вот об этом и не дают забыть появившиеся в ходе тех боёв выщербины на стенах.

Вид с юго-востока:

Нынче, на собранные всем миром пожертвования неравнодушных людей, в разорённом храме потихоньку выполняются первоочередные ремонтные работы, на след фото - старый кирпич из кладки храма, выкрошившийся изнутри, в оставшейся оболочке из окаменелого строительного раствора.

Дай Бог, процесс реставрации не застопорится по причине нынешних масштабных катаклизмов (след фото - западный фасад колокольни).

Для желающих внести свою посильную лепту - у храма есть страница ВКонтакте.

По праздникам в храме проводятся службы.

Да и вообще, собственно, поездка в Гурьево – это уже сам по себе праздникJ