lidushka_39 (lidushka_39) wrote,
lidushka_39
lidushka_39

Categories:

Питер. Ул. Роменская, д. 12. Церковь Святителя Петра, Митрополита Московского. 1911-1913 гг.

Для того, чтобы узнать о существовании в Петербурге архитектурного чуда, о котором сегодня пойдет речь, мне понадобилось съездить … в Псковскую область. Век живи – век учись: когда по итогам поездки пошёл процесс поиска дополнительной информации, выяснилось, что родной брат одного из построенных в т.н. “неорусском (не путать с псевдорусским) стиле” храмов Псковской глубинки находится в Петербурге, на той самой Роменской улице:
DSCN7713.jpg
Оба храма – как питерский, так и псковский – похожи друг на друга и построены по проектам одного и того же петербургского зодчего – епархиального архитектора Андрея Петровича Аплаксина (1879-1931).
DSCN7763.jpg
Сегодня мы внимательно присмотримся к его петербургскому творению – тем более что после недавней реставрации на него любо-дорого взглянуть – а через неделю-другую изучим и полуразрушенный храм в деревеньке Гвоздно.
Итак, церковь Святителя Петра, Митрополита Московского, Петербург, Роменская улица, д. 12.
DSCN7747.jpg
Просто подарок для фотографа, вышедшего из дома в погожий день J
Здание построено в 1911-1913 гг и являет собой ярчайший (а главное, сохранившийся!!!) образец т. н. “неорусского стиля” – одного из направлений модерна начала XX века – в основе которого явственно читаются черты, характерные для  древнерусского зодчества, однако же окончательный силуэт, заданный здесь бесчисленными ломаными линиями, вычерчен эпатажно-размашисто и гротескно-вычурно. Своего рода ”фантазия на тему”, смело переработанная стилизация, иногда совершенно отличная от древнерусского образца. К примеру, “ломающая стереотипы”, удивительная колокольня:
DSCN7750.jpg
Над ярусом звона – непривычно вытянутый объем, на фронтоне которого изначально была помещена огромная фреска с изображением Георгия Победоносца, различимая на дореволюционном фото:
Дорев2.jpg
Забегая вперед, скажем: после закрытия храма в марте 1930 г и передачи здания заводу “Гидравлик” в 1932 г, верхнюю часть колокольни, отступив на полтора метра от яруса звона, демонтировали, проёмы звонницы частично заложили. Исторический облик колокольни воссоздан в ходе масштабных реставрационных работ на архитектурном памятнике в 2014 г, сейчас решается вопрос о возобновлении росписей.
DSCN7766.jpg
Очень украшает здание кружевная тень от ажурных подзоров кровли, нарядной каймой обрамляющая совершенно гладкие, лишенные какого-либо декора, стены. Подзоры вернулись в том же 2014 году, реставрация выполнялась согласно сохранившимся дореволюционным чертежам, с максимальным приближением к оригиналу. Явно посвежевшее здание на свой столетний возраст не выглядит – и это скорее минус, чем плюс, ибо полностью выветривается ощущение соответствующей эпохи. Но общее впечатление от уходящего в синюю высь белоснежного храма весьма нестандартной архитектуры - неизгладимое.
DSCN7758.jpg
Прежде чем продолжить подробный осмотр памятника, озвучим немаловажный момент.
Специалисты утверждают, что, при работе над проектом здания, основную идею Андрей Петрович Аплаксин позаимствовал у В. А. Покровского, взяв за образец его Петропавловскую церковь при Шлиссельбургских пороховых заводах (не сохранилась), она на след. дорев. фото:
Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах..jpg
Оставим экспертам право ломать копья вокруг истинности этого предположения – хотя визуальное сравнение поначалу действительно говорит в его пользу. Не подлежит сомнению определённое сходство шатра с двухъярусным основанием, общего силуэта колокольни и южного фасада нашего сегодняшнего объекта (он на след. фото)...
DSCN7713.jpg
...с теми же элементами упомянутого и представленного выше ч/б творения В. А. Покровского.
Но, например, при детальном рассмотрении тех же фасадов и колокольни, явная разница налицо. След. дореволюционное фото – северный фасад Петропавловской церкви при Шлиссельбургских пороховых заводах,  к сожалению, оказавшейся на линии обороны и разрушенной в годы Великой Отечественной войны:

Петра и Павла на Пороховых Зав..jpg
Возможно, кто-то обвинит А. П. Аплаксина в плагиате  – но на мой личный взгляд, обвинение того не стоит: построенное пусть бы по образцу и подобию,  но, несомненно, любопытнейшее сооружение - один из немногочисленных (по пальцам пересчитать) дошедших до нас памятников подобного рода. Плюс к тому, нынче весьма достойно отреставрированное, с полным воссозданием утраченных в советские годы объемов и конструкций.
Дотошные реставраторы потрудились на славу. Дореволюционное фото:
Дорев1.jpg
Современная панорама:
DSCN7759.jpg
Здание заслонено деревьями, которые, с одной стороны, вырубать никто не позволит – а с другой стороны, такую архитектуру заслонять недопустимо, она должна восприниматься целиком. Дилемма, однако – и фотографировать сложно.
DSCN7745.jpg
Но даже с деревьями, здание - просто кладезь живописных ракурсов. В основании шатра – два ряда то ли щипцов, то ли кокошников, тут первые – производные от вторых и наоборот:
DSCN7704.jpg
Восьмерик на четверике, однако. На след. фото хорошо заметно, что линия кровли южного придела почти повторяет линию кокошника:
DSCN7724.jpg
Главки на четырёх угловых барабанах – в ходе реставрации воспроизведено даже чешуйчатое покрытие.
DSCN7728.jpg
Углы же четверика под барабанами выделены квадратными выступами с арочными поясками и рядом треугольных впадинок:
DSCN7711.jpg
До революции в верхних частях этих оснований - аккурат между впадинками и арочками - располагались орнаментальные пояса живописи.
Ломаная линия кровли южного придела – отдельная тема. Теряюсь в догадках – возможно, здесь намёк на многолопастное завершение? Или на посводное покрытие да со щипцом?
 Словно по линейке вычерчено, плюс удвоенный тенью рисунок подзора:

DSCN7767.jpg
На дореволюционных фото мы видели, что здесь тоже располагалась живописная композиция – это была “Богоматерь в окружении двух коленопреклонённых ангелов”.
Два фронтона: справа южный придел, слева колокольня.

DSCN7726.jpg
Вид с юго-востока:
DSCN7727.jpg
Вид с востока, видна поздняя северная пристройка, появившаяся в советское время:
DSCN7797.jpg
Здание храма – двухэтажное, первый ярус четверика занимает храм Николая Чудотворца, второй ярус четверика – храм в честь Святителя Петра. Южный придел также двухъярусный: в первом ярусе придел Равноапостольной Княгини Ольги, во втором – Троицкий придел.
Апсиды верхней церкви и верхнего придела – традиционно круглые: 

DSCN7721.jpg
За стеной нижнего яруса -  алтари нижней церкви и её южного придела:
DSCN7720.jpg
Южный придел, восточный фасад:
DSCN7742.jpg
Двухъярусный четверик с востока – полукруглая апсида верхнего храма, три окна алтарной части нижнего храма:
DSCN7741.jpg
Верхняя часть апсиды до 1930-х гг была украшена живописным орнаментальным поясом - в предназначенном для этой цели поперечном углублении над окнами.
Шикарная геометрия, подчёркнутая удачным освещением:

DSCN7739.jpg
Второй ярус храма, вид с востока:
DSCN7792.jpg
Южный входной проём выделен шикарным ажурным козырьком:
DSCN7765.jpg
Также отбрасывающим восхитительную тень на ослепительно белую стену:
DSCN7772.jpg
Цоколь, отделанный гранитом:
DSCN7783.jpg
Дубовая дверь в колокольню с чудесатым оконцем:
DSCN7778.jpg
И разукомплектуем их по отдельности. Оконце:
DSCN7775.jpg
Дверная петля:
DSCN7782.jpg
Дверная ручка и накладка замка:
DSCN7781.jpg
Западный фасад и колокольня:
DSCN7801.jpg
Такие же вытянутые оконные проёмы присутствуют на остальных фасадах, на южном – наибольшей длины:
DSCN7718.jpg
Ещё одно окно:
DSCN7716.jpg
Восточное окно, уже пятиугольное:
DSCN7736.jpg
А это окно - моё любимое, потому как сквозное, в небо, навылет:
DSCN7722.jpg
Построенный и освящённый к 1913 г, по своему прямому назначению храм использовался до закрытия 22 марта 1930 г, а два года спустя здание было передано под нужды завода ”Гидравлик”.
Чертёж.jpg
Пролетариату мозолили глаза ”старорежимные” архитектурные формы, в силу чего здание подверглось варварской перестройке, потеряв львиную долю роскошных завершений и окон, и вдобавок заполучив дополнительные перекрытия внутри основного объёма. На образовавшихся этажах организовали цеха, установили заводское оборудование и станки. В алтаре устроили душевые для рабочих. Фрески утрачены безвозвратно, ибо были не просто закрашены, а напрочь сбиты со стен вместе со штукатуркой.
 К началу XXI века уникальный архитектурный памятник выглядел вот так:

2010-е гг.jpg
В 1992 г храм вернули РПЦ, после чего были начаты планомерные работы по восстановлению исторического облика здания. Шатёр с двумя рядами кокошников, колокольня, пятиглавие вернулись на своё законное место лишь в 2014 году.
Реставрация.jpg
К счастью, обошлось без отсебятины – реставрация шла под неусыпным экспертным надзором. Сейчас до полного комплекта не хватает фресок на колокольне и южном фасаде и арки над воротами, ведущими во двор. Что до фресок – яркие краски, допустим, будут производить неприятное впечатление, а у нас от чистого сердца и с благими намерениями любят сделать ”красиво”, поэтому, может, оно и к лучшему, если оставят здание таким как есть, со строгими, белыми, нетронутыми стенами.
DSCN7701.jpg
Будете в Питере – не поленитесь доехать по Лиговке до тихой Роменской улицы, упирающейся хвостом в ветку Октябрьской железной дороги. Разыщите сей приметный храм – с пешеходного моста над жел.-дор. путями на него открывается изумительный вид.
И вспомните, с чего я начала сей пост – с того, что в деревне Гвоздно стоит еще один заброшенный храм А. П. Аплаксина, до которого точно не доберутся реставраторы. Но добрались мы.
DSCN0152.jpg
О чём и расскажу спустя неделю.
Tags: Питер
Subscribe

  • Вверх по Снятной Горе.

    Вот так и жизнь: полоса светлая, полоса тёмная...

  • Колокольни Вологодчины.

    С точки зрения нашего брата фотографа, самое интересное сооружение - это, конечно, колокольня. Причём не любая - а правильная, то есть та, на…

  • Торжок.

    Торжок шесть лет назад я подарила себе на День Рождения. В 2013 уже (или ещё) могла себе позволить на два дня выпасть из жизни, отвести душу.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments