lidushka_39 (lidushka_39) wrote,
lidushka_39
lidushka_39

Categories:

Суздаль. Звонница Спасо-Евфимиева монастыря. 1530, 1691 гг.

В третьем выпуске ”Памятников древнего русского зодчества” за 1897 год Владимир Васильевич Суслов размещает иллюстрированную статью о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря в городе Суздале, Владимирской губернии.
P1100419.jpg
Присмотримся к звоннице (её еще называют колокольницей) повнимательнее, а также к её окружению и истории – давней и новейшей. Кроме прекрасного альбома В. В. Суслова, в знакомстве с архитектурой древней звонницы нам поможет изданное в 1870 г  ”Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря”, авторство которого принадлежит Леониду Ивановичу Сахарову, человеку более чем осведомлённому в вопросах содержимого древних монастырских архивов, ибо в ту пору он занимал должность секретаря настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря - архимандрита Досифея.
P1100429.jpg
Сей 88-страничный труд позволяет осмыслить, что представляла собой святая обитель полтора столетия назад – в неторопливые времена отличных от нынешних идеологии и системы ценностей. На след. фото – снимок С. М. Прокудин-Горского, 1912 г, на котором звонница выкрашена красным цветом (как удалось выяснить в ходе реставрационных работ, до XIX века постройка была белой):
Прокудин-Горский.jpg
Разумеется, к моменту издания ”Описания…” Л. И. Сахарова, архитектура монастырских построек претерпела ряд изменений, исказивших их первоначальный облик. Наша звонница не стала исключением, потеряв в 1750-1760-х гг живописнейшее завершение из закомар и кокошников над девятигранным столпообразным храмом XVI века, а посему, перед тем, как приступить к чтению, полюбуемся на результат замечательной реставрации, осуществлённой в 1978 г:
P1100436.jpg
Итак, строки 1870 года:
“Расположенный на возвышенном, отлогом берегу реки Каменки, Спасо-Евфимиев монастырь, почти за 10 верст с северной и южной сторон, привлекает взоры путешественника массою своих каменных строений.
рисунок XIX.jpeg
Внутри возвышенных зубчатых стен, окаймляющих монастырь на протяжении 542 сажен (1 сажень=2,13 м), и пересечённых, на 12 пунктах, высокими башнями, любознательный посетитель найдет немало памятников отечественной старины, в архитектуре церковной и зодчестве, в главном храме, ризнице и библиотеке…
P1100461.jpg
Громадные твердыни монастыря, воздвигнутые в XVII столетии, без сомнения сооружены с оборонительной целью. Высота ограды сторон: южной, восточной и северной достигает 4-х сажен, а западной – 3,5 сажен, толщина стены везде 3 аршина (1 аршин=71 см).” На след фото – надвратная Благовещенская церковь, 1628 г:
P1100449.jpg
“…Прямо на север от Благовещенской церкви вас [за]интересует монастырская, оригинальной древней архитектуры, колокольня, каких у нас в России, говорят, всего только три. Это невысокое, четвероугольное здание, высотою до кровли 221/4 , длиною 22, шириною 7 аршин (15,8 х 15,6 х 5 метров), в виде галереи и разделённое в верхнем ярусе на три для колоколов помещения.” (След. кадр – чертежи из III выпуска ”Памятников древнего русского зодчества” В. В. Суслова, 1897 г :)
чертеж.jpeg
“Галерея северною стороною примкнута к осьмигранной башне (на самом деле, граней девять, это хорошо заметно на плане), составлявшей древнюю колокольню; теперь верх её накрыт  почти в уровень с галереей, а над промежутком возвышается невысокий четвероугольный ярус с часовыми колоколами, оканчивающийся пирамидою и крестом.” (След кадр – рисунок из III выпуска ”Памятников древнего русского зодчества” В. В. Суслова, 1897 г.)
Суслов1.jpeg
Полагать надобно, что галерея пристроена к этому осьмиграннику в конце XVII столетия, к которому времени относится слитие больших колоколов. Но древняя колокольня едва ли не современна основанию монастыря: потому что в ней в среднем ярусе была церковь во имя Иоанна Предтечи, которая, как видно по описям 1758 и 1764 года, в этот промежуток времени, разобрана за ветхостью.”
P1100448.jpg
Строительство девятигранного храма Рождества Иоанна Предтечи ”иже под колоколы” относят к 1530 году – посвящение объясняют фактом рождения у Василия III сына Ивана – будущего царя Иоанна Грозного.
P1100436-1.jpg
Сам храм располагался во втором ярусе здания, первый ярус отводился под складские помещения, на третьем помещались колокола.
P1100436-2.jpg
“Общий вес всей массы колоколов простирается до 1100 пуд (1 пуд=16,38 кг). Самый старый отлит в 1561 г. Вес самого большого – 566 пуд, отлит в 1691 г.”
P1100448-1.jpg
Прямоугольная звонница пристраивалась к древней церкви ”иже под колоколы” поэтапно: в конце XVI века с юга была пристроена однопролётная ”колокольница” с часами (часозвонь), а в 1690-х гг, в силу необходимости, добавились еще два пролёта.
P1100420.jpg
 ”Старина боевых колокольных часов сказывается самим циферблатом с славянскими цифрами.
P1100419.jpg
Из описи 1660 года видно, что они переживают третье столетие, - там записано:”В часовой палатке часы большие с четвертями, а у них колокол боевой, да четыре колокола четвертных.” Старый механизм, однако ж, за слабостью сил, нередко предаётся отдохновению, и только вставка или припайка новых зубцов к колёсам машины взамен выпадающих, возвращают ей на время орган звука.”
числа.jpeg
Циферблат, цифры которого на древнерусский манер изображены буквами, весьма экзотичен – и в Суздале не единственен. Подобный ему расположен на колокольне, что у Рождественского собора в так называемом ”Суздальском кремле”, он на след. фото:
P1100537.jpg
Но вернемся к описанию Спасо-Евфимиевой звонницы:
“В нижнем этаже сей башни и галереи существуют также палатки для склада разных, вышедших из употребления, монастырских вещей."
P1100448-3.jpg
"В палатках под колокольнею сложены архивные дела и бумаги, разные металлические и матерчатые церковные и трапезные вещи, остатки от винокуренной посуды древнего монастырского производства, [а также] 6 железных незначительного калибра пушек, 23 бердыша, медная полуразорванная броня и несколько ружейных прикладов с старыми замками – память о неспокойных временах Российской истории”
P1100418.jpg
 “Далее к северу рисуется Спасо-Преображенский собор, где почивают святые мощи покровителя обители, чудотворца Евфимия. Наружный вид собора величествен, потому что по двум боковым приделам, увенчанным своими особыми главами, он представляется семиглавым.” Вид на Спасо-Преображенский собор с юга, он в центре кадра; слева, с горкой кокошников и шатром – Успенская церковь, 1525 г: P1100440.jpg
И это же чудо древнерусского зодчества с другого ракурса - Успенская церковь (1525 г) Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря:
P1100439.jpg
След. кадр – Спасо-Преображенский собор (1580 г) Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, вид с северо-запада:
P1100427.jpg
Вся эта лепота – белоснежная роскошная средневековая архитектура – воссоздана титаническими усилиями специалистов Владимирских реставрационных мастерских. Из руин, в которые методично превращались бесподобные памятники на протяжении нескольких десятилетий после революции.
P1100463.jpg
Открыточный Суздаль, которым восхищается полмира, и против которого ополчилась некоторая часть соотечественников, мол, дорого, людно и глянцево – этого чудо-Суздаля могло вообще не случиться, ибо к 1967 году (когда было принято историческое решение о создании в городе Центра международного туризма) значительная часть архитектурного наследия пребывала в удручающем состоянии, причем кое-где – в несовместимом с жизнью. На след фото колокольня и Сретенская церковь Ризоположенского монастыря, снимок 2010 года:
P1100315.jpg
В советские годы были разрушены 14 церквей – разобраны на кирпичи. В уцелевших, как водится, обустраивали что ни попадя. След. фото – Успенская церковь (та, что была на предыдущих фото с горкой кокошников и шатром, 1525 года) и палаты архимандрита, снимок 1960-х гг.:
Палаты архимандрита.jpeg
В Спасо-Евфимиевом монастыре с 1923 года расположился политизолятор.
В 1933-1934 гг. был разобран замечательный памятник, стоявший на территории обители — мрамор­ный мавзолей с наружной мозаичной иконой над могилой Д. М. Пожар­ского, он на след фото:
часовня.jpg
Б. И. Романовский 17 марта 1933 г. осматривал памятники монастыря, занятого политизолятором ОГПУ. Оказалось, что уже около 10 дней шла разборка мавзолея. «По заявлению коменданта, — пишет Романовский, — разборка произво­дится по разрешению Москвы. Мрамор (каррарский) идет на построй­ку Дома советов в Москве. Работы по разборке с тщательной сохран­ностью мраморных плит производит мастер из Москвы, который про­изводит работы по сооружению мавзолея им. В. И. Ленина».
След. кадр – наша звонница, фото 1960-х гг:
до реставрации.jpeg
С 1940 года на территории монастыря – лагерь специального назначения НКВД, в котором содержались военнопленные, одним из которых стал фельдмаршал Паулюс, а после войны и до 1967 г – колония для девочек-преступниц. (След. кадр - Никольская церковь Евфимиева монастыря (1669 г), фото 1960-х гг:)
Никольская.jpeg
А когда в конце 1960-х было решено превратить Суздаль в Советскую туристическую Мекку, многострадальным  монастырским постройкам была уготована участь превращения в гостиничный комплекс для размещения гостей города численностью 360 человек.
P1100471.jpg
К счастью, в ходе полномасштабных научно-исследовательских работ эти планы пришлось подкорректировать ввиду выявленной высочайшей историко-культурной ценности объектов, входящих в состав архитектурного комплекса монастыря.
проект реставрации-1.jpeg
Сейчас на его территории – музей.
P.S. А лично мне из всех привезенных из Суздаля фотографий больше всего нравится вот эта:

P1100276.jpg
Ибо соразмерность соблюдена грамотно…
Tags: Русские монастыри, Суздаль, разруха, реставрация
Subscribe

  • Кто б знал, как жду...

  • Вся мудрость - в простоте.

    Давайте проще жить. Не задавать вопросов - "В чём счастье?" или "Где он, жизни смысл?". Счастливым чтобы быть, Проверенный…

  • Павловск, 01.01.21.

    Побродить по туманному зимнему Павловску в первый день Наступившего года сподвигли две мощные причины. Во-первых, бесплатный (!) вход,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments